Новомосковская районная Тульской области общественная организация ветеранов боевых действий

«ПАМЯТЬ»

Тебе - призывник

Военная служба

Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку. 

  Пока существуют реальные и потенциальные источники внешней и внутренней опасности для страны и факторы, способствующие перерастанию этой опасности в непосредственную военную угрозу Российской Федерации, военная служба в ее Вооруженных Силах будет самой необходимой деятельностью. От отношения к службе, от ее состояния будет зависеть не только безопасность личности, общества и государства, но и судьба самого их существования, жизни на своей земле. 

  Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она в конечном счете предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости – отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение. 

  Военная служба – это и самая опасная деятельность. Военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности военнослужащих к выполнению должностных обязанностей. 

  Военная служба включает в себя следующие элементы воинской деятельности: боевую и общественно-государственную подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия. 

  Боевая и общественно-государственная подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава Вооруженных Сил. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. Ввиду постоянного пополнения армии и флота новыми людьми, поступления на вооружение новых образцов военной техники совершенствуются формы и методы боевой и общественно-государственной подготовки. Идеологию подготовки составляют государственность, патриотизм и высокий профессионализм. 

 Боевая и общественно-государственная подготовка войск и сил имеет ряд особенностей, отличающих ее от учебной деятельности в гражданских учебных заведениях. 

  Во-первых, подготовка имеет коллективную (групповую) направленность. В воинских частях, на кораблях учебный процесс организуется таким образом, что в ходе занятий не только осуществляется обучение и воспитание отдельных солдат, матросов, сержантов и старшин, но и идет военно-профессиональная, правовая, нравственно-психологическая подготовка воинских подразделений к совместным действиям, успех которых зависит прежде всего от сплоченности, слаженной работы всех членов отделений, экипажей, расчетов, команд. 

  Во-вторых, боевая и общественно-государственная подготовка имеет сугубо практическую (боевую) направленность. В основе каждого занятия лежит принцип: учить войска тому, что необходимо на войне. Для подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин используются в основном те формы м методы обучения и воспитания, которые позволяют обеспечить превосходство личного состава подразделений, частей, кораблей над вероятным противником. 

 В-третьих, боевая и общественно-государственная подготовка имеет известную долю условности при организации и осуществлении ее мероприятий. Это проявляется в существенном отличии условий обучения от реальных боевых действий, в необходимости овладеть воинским мастерством как бы загодя, впрок, на случай, если оно потребуется. В этой связи чрезвычайно важно формировать такие структуры военных знаний, умений и навыков, которые бы сохранились в течение длительного времени и которые при необходимости можно было бы легко актуализировать. 

  Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащим сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни. С этой целью в процессе обучения наиболее широко используется метод упражнения. Его сущность состоит в многократном, все усложняющемся и сознательном повторении умственных и физических действий. С учетом особенностей учебной дисциплины, характера и вида формируемых навыков и умений упражнения бывают строевые, физические, технические, стрелковые и др. Кроме того, упражнения бывают комплексными или специальными. 

  Воинская деятельность носит преимущественно коллективный характер, поэтому все разновидности упражнений выполняются как индивидуально, так и в группе (расчете, экипаже, отделении, на боевом посту). В ходе группового упражнения вырабатывается слаженность подразделений, сплоченность и коллективная готовность военнослужащих к выполнению разного рода учебных и боевых задач. 

  В процессе боевой подготовки основные военные навыки и умения закрепляются на практических занятиях и работах. Среди них все виды обслуживания и ремонта военной техники и вооружения, инженерное оборудование местности, стрельба, вождение боевых машин, борьба за живучесть оружия и технических средств своего заведования, боевого поста, корабля в целом, морская практика, защита от оружия массового поражения и т.д. 

  В войсках и силах флота широко используются специальные формы обучения, отражающие специфику деятельности различных военных специалистов. Например, в танковых войсках – легководолазная подготовка, в воздушно-десантных войсках и морской пехоте – парашютно-десантная подготовка, на кораблях флота – морская подготовка и так далее.

  В ходе боевой и общественно-государственной подготовки личного состава применяются теоретические, практические и тренировочные занятия. 

  К теоретическим занятиям относятся прежде всего лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы, самостоятельная подготовка. Их цель – формирование у личного состава знаний по основам государственного устройства России, ее военной истории, военного права и морали, строительства Вооруженных Сил, военной педагогики, социологии и психологии, уяснение принципов современного боя, физических принципов и процессов, заложенных в основу создания вооружения и военной техники и т.д. 

  Hа практических занятиях совершенствуется готовность военнослужащих действовать как в одиночном порядке, и в составе подразделения, экипажа, расчета, отделения, боевого поста, временной группы при выполнении специальных задач. Основные формы практических занятий: тактические, занятия по огневой, инженерной, технической, морской, медицинской, физической и строевой подготовке. 

  Hа тренировочных занятиях используются все виды тренировок: танкострелковые, стрелковые, радиотренировки, тренировки командно-штабные, по специальности, на боевых постах (в отсеках), по общей подготовке, физические, строевые и др. В ходе тренировок совершенствуется взаимодействие воинов, поддерживаются и совершенствуются практические навыки и умения.

  Боевые стрельбы проводятся, как правило, после завершения определенного периода обучения в целях проверки уровня огневой выучки личного состава, а также его боевой слаженности.

  Высшей и наиболее сложной формой обучения в частях, на кораблях и в подразделениях являются учения. Существует несколько видов учений: тактические, тактико-специальные, командно-штабные, тактические учения с боевой стрельбой, одиночные, частные, отсечные. Они проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, непрерывно – днем и ночью. 

  В целях поддержания постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в войсках и силах проводятся парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых обслуживаются вооружения и военная техника и осуществляются необходимые хозяйственные работы в казарменных помещениях и кубриках, на закрепленной территории, совершенствуется учебно-материальная база частей, кораблей и подразделений. 

  Особое место в подготовке личного состава занимает психологическая подготовка. Она представляет собой комплекс и процедуру специальных мероприятий, которые органически входят в систему боевой и общественно-государственной подготовки и всей воинской деятельности. Целью психологической подготовки является формирование, развитие и укрепление у военнослужащих готовности к выполнению боевых задач в любой обстановке. В зависимости от конкретных целей, задач и способов их решения различают три вида психологической подготовки. 

  Общая психологическая подготовка – это своеобразная закалка психики военнослужащих, осуществляемая с учетом требований современной войны в целом. Она основывается на ознакомлении солдат, матросов, сержантов и старшин с характером современной войны и психологическими факторами боя, особенностями морально-психологического облика вероятного противника, спецификой его поведения и деятельности. 

  Специальная психологическая подготовка нацелена на формирование высокой психологической устойчивости и боевой активности у воинов для действий в различных условиях обстановки. 

  Целевая психологическая подготовка – это формирование установки на успешное выполнение конкретной задачи: в бою, на боевом дежурстве (боевой службе), при несении караульной службы, в ходе действий в сложных условиях. 

  Основной принцип, который используется при решении задач психологической подготовки: максимальное приближение условий учебы к боевой обстановке. Для этого наиболее часто применяется: создание внешней картины реального боя, атаки (разрушенные сооружения, огонь, дым, запахи, поступление воды, шумовые эффекты и др.), имитация стрельбы противника, введение элементов опасности (прыжки в воду, метание боевых гранат, преодоление зон пожаров и задымлений, наступление вслед за разрывами своих снарядов и мин, форсирование водных преград и т.д.), имитация применения противником оружия массового поражения и др. 

  Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство (боевую службу), караульную и внутреннюю службы. Каждая из них имеет свои особенности. 

  Боевое дежурство (боевая служба) – деятельность военнослужащих по обеспечению боевой готовности военной техники и вооружения к внезапному началу боевых действий. Боевая служба (боевое дежурство), указывается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами. В Военно-Морском Флоте боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время. 

  Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство. Hа боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. 

  Личному составу дежурных смен при несении боевого дежурства запрещается: 

  - передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения; 
  - отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства; 
  - самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства; 
  - проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность. 

  Караульная служба предназначена для охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами, другим имуществом, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. 

  Внутренняя служба имеет целью поддержание внутреннего порядка, охрану вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества части (подразделения), а также выполнение других задач. 

  Реальные боевые действия – воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и характеризующаяся своеобразием целей (уничтожение противника), экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), определенной интенсивностью функционирования психики, физическими и психическими перегрузками. Наиболее сильное воздействие на человека оказывает в бою опасность. Она воспринимается как угроза срыва боевой задачи, собственной жизни и жизни товарищей. Опасность может двояко влиять на людей. Чаще всего она инициирует общий боевой настрой личного состава, его активность, наступательный порыв, самопожертвование во имя достижения победы, ненависть к врагу и т.д. Вместе с тем опасность может оказать и сильное негативное воздействие на деятельность военнослужащих. 

  Опыт боевых действий, исследования военных ученых показывают, что к психологическим факторам современного общевойскового, воздушного, морского боя человек может успешно адаптироваться. Для этого он должен вырабатывать в себе быстроту осмысливания изменений в обстановке, самообладание, готовность к перестройке своей деятельности, эмоционально-волевую устойчивость, умение принимать грамотные решения в условиях опасности и дефицита информации, гибкость мышления. 

  Поэтому особо важную роль в ходе боевых действий играют сознательное управление военнослужащим своими чувствами и эмоциями, психическими процессами и состояниями, его способность контролировать свое поведение и деятельность.